Структура занятия по развитию речи

26.03.2021

В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную. 

в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста; 

- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;  

- заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей. 


Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов. 


Вариант 1 
I. Организационный момент: 
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти; 
б) лексические упражнения. 
II. Актуализация опорных знаний и представлений: 
а) вводная беседа; 
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений; 
в) сообщение темы, целей урока. 
III. Изучение нового: 
а) рассказ воспитателя; 
б) демонстрация наглядности, схем, опор. 
IV. Обобщение (обобщающая беседа). 
V. Закрепление: 
а) программированные задания; 
б) графические работы; 
в) работа с текстом и т.д. 
VI. Итог. 


Вариант 2 
I. Организационный момент (лексические упражнения). 
II. Введение в тему: 
а) вводная беседа; 
б) сообщение темы, целей урока. 
III. Изучение нового: 
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников; 
б) рассказ, объяснение воспитателя. 
IV. Физкультминутка. 
V. Закрепление: 
а) обобщающая беседа; 
б) практические работы. 


Комбинированное занятие 
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие). 
II. Повторение: 
а) обобщающая беседа; 
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений; 
в) программированный задания; 
г) рассказ воспитанника. 
III. Изучение нового: 
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов; 
б) рассказ педагога. 
IV. Физкультминутка. 
V. Закрепление: 
а) упражнения на узнавание; определение; 
б) лексические игры, задания. 
VI. Итог. 


Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным. 
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга. 


Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи. 


Обучение пересказу художественного произведения» 

I часть: вводная 

Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов: 

  • показ картины; 

  • сюрпризный момент; 

  • художественное слово; 

  • использование грамзаписи. 

2 часть: основная 

1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 

2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать». 

Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются. 

3. Беседа по содержанию художественного произведения: 

  • уточнить идейное содержание; 

  • дать характеристику литературных героев; 

  • обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.; 

  • подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса). 

Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней. 

4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости). 

5. Пауза для подготовки детей. 

6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью. 

3 часть: заключительная. 

Подводится итог  занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех. 

 

Структура занятия по рассматриванию картины 

1.Вводная часть. 

Картина закрыта. 

Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины. 

Приемы: 

  • художественное слово; 

  • сюрпризный момент; 

  • грамзапись; 

  • вводная беседа. 

2.Основная часть 

Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями. 

Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь. 

Приемы: Хочу такой сайт

Вопросы: 

1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать? 

2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д.. 

3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи? 

4 группа – вопросы из личного опыта детей 

5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины. 

Приемы словарной работы. 

Словесные упражнения. 

3.Заключительная часть 

Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам. 

Приемы: 

обобщающий рассказ воспитателя; 

чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины. 

 

Развитие у детей связной речи 

Структура итоговой беседы 

1.Вводная часть (3-5 минут) 

Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы: 

вопросы-напоминания; 

загадки; 

показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины). 

Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор. 

2.Основная часть (20-25 минут). 

Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения: 

вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.); 

художественное слово; 

показ наглядного материала; 

приемы словарной работы; 

ТСО. 

Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце. 

3.Заключительная часть (2-3 минуты). 

Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы. 

Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями. 

Приемы: 

дидактическая игра; 

упражнение; 

рассказ воспитателя; 

чтение отрывка из художественного произведения. 

Просмотров всего: , сегодня:

В гости к Маше Игра-занятие.docx (скачать)
Волшебные игрушки Группа раннего возраста.docx (скачать)
Зимние забавы Старшая группа.docx (скачать)
Сорока-белобока Младшая группа.docx (скачать)

Дата создания: 26.03.2021

Дата обновления: 26.03.2021

Дата публикации: 26.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».