Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Согласно
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ дошкольное образование является уровнем
общего образования наряду с начальным общим, основным
общим и средним общим
образованием.
В городском округе Краснотурьинск в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
25» (далее – Учреждение) реализуется Образовательная
программа дошкольного образования (далее – Программа) в группах общеразвивающей
направленности. В соответствии с Уставом, утвержденным приказом муниципального
органа «Управление образования» городского округа Краснотурьинск от 08.11.2018
г. № 196-Д, прием детей в Учреждение
может осуществляться с 2-х месяцев до 8
лет (при наличии условий).
Программа разработана в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее
– ФОП ДО). Срок действия
образовательной программы не ограничен, программа действует до принятия новой.
Обучение и воспитание детей в Учреждении ведется на государственном
– русском языке. Образовательная деятельность
осуществляется в группах общеразвивающей направленности, формируемых по
возрастному принципу. Предельная
наполняемость групп раннего возраста – 15 человек, групп дошкольного возраста –
21 человек.
Программа
реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении. Период
определяется сроком поступления и завершения ребенком дошкольного образования,
договором об образовании с родителями (законными представителями) ребенка.
Режим работы
Учреждения определен исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного
финансирования. Учреждение функционирует в режиме полного дня (10,5 часов) с
07.15 до 17.45 и пятидневной рабочей
недели с выходными днями в субботу и воскресенье.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно-правовые документы:
· Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
· Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
· Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
· Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
· Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
· Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
· Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
· Санитарные правила и
нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2;
· Методические рекомендации МР 2.4.0259-21, утверждены Главным
государственным санитарным врачом 28.06.2021 г.;
· Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования";
· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем,
среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
· Закон Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об
образовании в Свердловской области" (принят Законодательным Собранием
Свердловской области 09.07.2013);
· Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20 11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990);
· Декларация прав ребенка. Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, 1959;
· Устав МА ДОУ «Детский сад № 25», утвержденный приказом
муниципального органа «Управление образования» городского округа Краснотурьинск
от 08.11.2018 г. № 196-Д;
· Программа развития МА ДОУ «Детский сад № 25»;
· Договор об образовании по образовательным программам дошкольного
образования между муниципальным автономным дошкольным образовательным
учреждением «Детский сад № 25 » и родителем (законным представителем) ребенка.
Программа отвечает образовательному запросу социума,
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических
и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ обучение
и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации,
формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту
содержании доступными средствами;
‒ создание
единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного
на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского
народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру
своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание
единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей
от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям
(законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места
и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
представлены выбранные участниками образовательных отношений программы,
направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и
культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с
учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для
обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей
и их родителей.
Объем обязательной части Программы
составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%.
Программа обеспечивает содержание
и планируемые результаты не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов Федеральной программы.
Программа включает в себя
учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая
программа воспитания,
‒ режим
и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный
план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС
ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы
представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
Содержательный
раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и
направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое
обеспечение Программы;
‒ обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел
включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений.
В
разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
ДОО
предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в
зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО
и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных
возможностей.
В статье 47, параграф 3, пункт 4 Закона об образовании
педагогическим работникам дается «право на выбор учебников, учебных пособий,
материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с
образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об
образовании».
С целью реализации этого права, в Программе
дается широкий перечень пособий, что создает педагогам возможность выбора — в
каждой группе педагоги, реализующие Программу, могут выбрать из предложенного
перечня методические и иные пособия с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников их группы, специфики их образовательных потребностей
и интересов, а также в зависимости от своих предпочтений.
Реализация
Программы предполагает интеграцию задач обучения и воспитания
в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие
с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу
для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.