Чем занимается логопед
14.05.2019
Вопреки
распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в
коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и
слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого
невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда
входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и
обучение грамоте, исправление грамматических ошибок. Кроме владения методиками
коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии,
психопатологии, патологии органов слуха и речи.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку
логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение
нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально
развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные
слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам
употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет
двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный
запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п,
б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется
элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от
нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно
связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит
к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных
единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые
предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года
значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего
малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда,
сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э,
несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5
года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется
обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются
пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые
трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все
части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет
в речи.
Если речь
детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других
близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг,
помогающих родителям развивать речь ребенка, например:Максаков А.И., Тумакова
Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения;
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к
правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других
случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью
артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в
течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше
всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение
могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное
произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для
детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания
и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
·
нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком
или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
·
желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой,
достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
·
общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь
труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны
быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова,
встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его
пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
·
следует задавать только конкретные вопросы, не
торопить с ответом;
·
ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи,
передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные
тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание,
подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 14.05.2019