Речевое развитие детей 7-го года жизни
21.06.2022
В
этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении
достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и
может поддерживать разговор почти на любую, доступную ему тему. При
рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли,
связывая различные факты в единое целое. Характерным является
дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и
грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок все
шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность,
отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе
труда, указывая качество их работы. Ребенок чаще начинает употреблять в своей
речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), эпитеты, понимать
метафоры (море смеялось).
У
ребенка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка,
чистый воздух). Он понимает и использует в своей речи слова с переносным
значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые
бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые
с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений,
метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег). Ребенок все чаще
употребляет сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Плавность,
точность речи при свободном высказывании является одним из показателей
достаточно большого словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться
им.
Большое
влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень
речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами
и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.
На
седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном
отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах,
описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.
В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки,
предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое
художественное произведение, просмотренный фильм. Он может сам придумать
сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок
способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том,
что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после
изображенного.
У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом
оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих,
звуков [л] и [р]), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это
наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения
(звонит, вместо звонит), неправильное использование интонационных средств
выразительности.
Так
как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная
взаимосвязь, дошкольники с дефектами произношения звуков нередко имеют и
недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков
звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к
обучению грамоте.
Детей
с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия,
нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные группы
или детские сады при дошкольных учреждениях, где специалисты окажут им
соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступают в
массовые школы и успешно усваивают программный материал.
Итак,
к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым
оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный
запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные но
конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно
спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической
речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки,
рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые
явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при
поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Процесс
овладения речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение
словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения
выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание
художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении
всей жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.06.2022
Дата обновления: 21.06.2022
Дата публикации: 21.06.2022