Речевое развитие детей 5-го года жизни
21.06.2022
Многих родителей
заботит, правильно ли развивается речь ребенка. Не отстает ли он от
сверстников. Так что же должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет?
В этом возрасте дети знают:
·
Своё имя, фамилию, возраст;
домашний адрес;
·
Имя, фамилию своих родителей,
их место работы;
·
Всех членов своей семьи и
ближайших родственников;
·
Местоположение
предмета (слева, справа, между, около, рядом);
·
Основные и оттеночные цвета;
·
Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал;
·
Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по
высоте (высокий, низкий);
по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый,
тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему
(большой, маленький);
·
Время
суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);
·
Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
·
Правую и левую руку;
·
Формы
вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью,
обидой, жалобой;
·
Названия
предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево,
резина и др.);
·
Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва,
воздух),
некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья,
сервировка стола и др.);
- Слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, тепло, мокро, сухо, солнечно);
·
Обобщающие
понятия (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные;
·
Слова
и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие
социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности,
извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.
Дети умеют:
·
Высказываться
о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы
окружающихся;
·
Употреблять
существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды,
животные.
·
Правильно
согласовывать слова в предложении;
·
Образовывать
форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по
аналогии), употреблять эти существительные
в именительном и родительном падежах
(зайчата-зайчат);
·
Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа
существительных (тарелок, вилок, груш, яблок, помидоров):
· Правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов: бежать, хотеть;
·
Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений;
·
Задавать
вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы
товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую
беседу; говорить по очереди, не перебивая говорящего;
·
Пересказывать
небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
·
Составлять
(по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
·
Согласовывать
слова в роде, числе, падеже;
·
Считать
в пределах 10;
·
Правильно
пользовать количественным и порядковым счётом;
·
Самостоятельно
находить и применять способ определения формы,
размера предметов, геометрических фигур;
·
Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по
образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;
·
Самостоятельно
называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ
определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам:
одному, двум, тpём по наличию одного и отсутствию другого свойства («Все большие
красные», «Большие не красные»);
- Определять направление движений от
себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.06.2022
Дата обновления: 21.06.2022
Дата публикации: 21.06.2022