Консультация учителя-логопеда для родителей детей подготовительной к школе группы «Речевая готовность ребенка к школе»
18.03.2021
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет
является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и
поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того,
насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
-
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- владение знаниями и представлениями об
окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное
запоминание,
-умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание
учиться, интерес к знаниям, любознательность;
-
коммуникативная деятельность,
- готовность к совместной с другими
детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном
возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не
завершается в первом классе, так как включает не только качественную
характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей
деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к
его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность
к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению
ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны
речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп.
2.
Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,
дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу
и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из
состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога
гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный
звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины - «звук»,
«слог», «слово», «предложение». Звуки гласный, согласный, звонкий, глухой,
твердый, мягкий.
4. Умение пользоваться разными способами
словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и
смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные
от существительных.
5. Сформированность грамматического строя
речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с
предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в
предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами;
работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и
устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть
пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно
рассказ-описание. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в
усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование грамматически
правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность
речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач
в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может
понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со
сверстниками о совместной игре. Для воспитания полноценной речи нужно устранить
все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка
понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь
несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром
расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и
взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при
поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в
присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень
скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов
при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как
говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую
очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения
письма) и дислексии (нарушения чтения). Школьники, у которых отклонения в
речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких
звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются
отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и
буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками
звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Школьники
с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические
процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или
артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких, р - л).
Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой
уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками
анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления
вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при
чтении и письме). У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может
наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических
средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при
чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим
предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным,
наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их
словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует
специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно
бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой
незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия
при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих
детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических
ошибок. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на различные
нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним
до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе.
Чем раньше будет начата коррекция, тем
лучше ее результат!
Материал с сайта
-http://nsportal.ru/detskiy-sad
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2021
Дата обновления: 18.03.2021
Дата публикации: 18.03.2021