Родителям о работе логопеда
24.04.2020
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Цель работы логопеда ДОУ: оказание своевременной
коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми
нарушениями.
Задачи:
- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений
у детей дошкольного возраста;
- предупреждать нарушения
устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- развивать у детей
дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;
- вести пропаганду логопедических
занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);
- воспитывать у детей стремление
преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в
своей адаптивной среде;
- совершенствовать методы
логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и
интересами дошкольника;
- интегрировать воспитание и
обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной
помощи в развитии речи.
В практике современного
образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности
в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей
нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и
сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.
В среднем и старшем
возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы
речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями
выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного
логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с
младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и
консультированию родителей.
В связи с увеличением
количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития
невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и
только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и
значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как
одного из наиболее реальных и
эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической
адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Выбор способов и форм
оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей
детей, образовательными запросами родителей (законных представителей),
возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности
выделяет следующие формы организации
логопедического воздействия:
·
Группы для детей с ФФН и ОНР;
·
Логопедические пункты в ДОУ;
·
Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми
в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится
к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и
логического высказывания).
Дошкольный
логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации
коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной
модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного
документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в
научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики
и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают
проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору
содержания коррекционно-речевой работы.
При анализе имеющихся к
настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным
городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий,
касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти
расхождения и несоответствия касаются:
- перечня видов и форм речевых
недостатков, с которыми зачисляются дети;
механизма зачисления;
- количества одновременно занимающихся в
логопункте детей;
- рекомендованной частоты индивидуальных и
групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
- перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу
в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и
к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже
общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью
определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что
следует из содержания письма и приложений к нему.
Жестко регламентировать работу логопеда в
данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к
формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого
дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и
творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач
логопеда.
Какова же специфика
работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда
логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно
назвать несколько основных отличий.
1) Работа логопеда
в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям
значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с
тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не
идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа
логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка
занятий утверждается заведующим ДОУ.
В отличие от специализированного ДОУ
(групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В
расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом,
поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми
таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.
Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя
работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за
правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.
2) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое
заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно
занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз,
дизартрия, дислалия и др.).
3) Для работы логопунктов в настоящее время не существует
коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии
и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е.,
Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.
4) Логопед на логопункте
работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации
работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и
подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные
(2-3 раза в неделю).
5) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в
процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с
речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно,
как дети логопедического сада.
Зачисление детей на
логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую
комиссию), которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду
официальный документ.
По количеству
одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в
логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как
максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого
количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда
более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только
легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и
сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой
работы и частоты проведения занятий.
Основной формой работы с
дошкольниками в логопункте детского сада
являются индивидуальные и подгрупповые
занятия. Это объясняется следующими причинами:
·
Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и
режимные моменты;
·
Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же
возрастной группы;
·
Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими
по структуре дефектами;
·
Индивидуальным темпом усвоения материала;
·
Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в
произношении звуков;
·
Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные
пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции
нарушений речи ребенка.
Эти и некоторые другие причины не
позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения
логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень
подвижны.
Все это накладывает
определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится
прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а
именно, групповой постановке звуков.
Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других
детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально
подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и
т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии
времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая
раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников,
мотивация собственной чистой речи.
Методы и приемы,
используемые во время коррекционного процесса традиционные,
научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы
учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений
звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием
лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря
происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в
качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно
формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно
говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения
получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою
очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Общий успех
коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная
работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками
учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего
2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени
заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные
звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку
возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Объем
консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического
пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы
компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с
большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда,
отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных
положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От
«все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми»
до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом
пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную
работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную
работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём
консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в
рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от
занятий с детьми.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.04.2020
Дата обновления: 24.04.2020
Дата публикации: 24.04.2020