Советы родителям от учителя-логопеда
20.04.2020
Методы работы с неговорящими детьми
Работа с неговорящими детьми начинается с
вас - их родителей. А вы по-разному относитесь к такой ситуации.
Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя
это так: Он все понимает, только ленится, или он весь в папу (тетю,
дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками
всегда так. Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет.
Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то,
пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Другие
родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя
советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые
возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не
сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания
аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится
объяснять, что они нагружают ребенка непосильной работой. Если
родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему,
облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету
использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова
ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы это делали, когда ему был
годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».
В
результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи
дети долго не могут заговорить.
Советы родителям
·
Больше говорите с ребенком,
озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя
окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их
четко, терпеливо, доброжелательно.
·
Развивайте понимание
речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь
на то, что ребенку доступно.
·
Неоднократно повторяйте уже
усвоенное.
·
Используйте в речи
наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина —
би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
·
Пойте ребенку перед
сном. Лучше не менять часто репертуар.
·
Вызывайте желание подражать
взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность
и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных
игр (Прятки — ку-ку, Паровозик —ту-ту). Можно вместе удивляться
увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут
быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять
только гласные: о, а, у.
·
Почаще рассказывайте,
читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по
мере речевой возможности.
·
Не перегружайте
ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте
текст до понятных фраз.
·
Не говорите при ребенке
о его отставании.
·
Не раздражайтесь, не
стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю
тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
·
Не дожидаясь, пока ребенок
заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой —
маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество
(один — много).
·
Проводите массаж пальчиков
рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 20.04.2020
Дата публикации: 20.04.2020