Пояснительная записка
Учебный
план
образовательной
программы
дошкольного
образования
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 25» на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.02.2014 №08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
Программно-целевые основания (принципы), положенные в основу учебного плана
В основу учебного плана положены:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип индивидуализации и дифференциации – подход, при котором
максимально учитываются возможности и интересы каждого воспитанника;
-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей;
- принцип необходимости и достаточности(позволяет решать поставленные цели и
задачи только на необходимом и достаточном материале).
-принцип инициативы.
Характеристика структуры учебного плана
Учебный план МА ДОУ № 25 является нормативным актом, устанавливающим
перечень различных видов деятельности и объём учебного времени, отводимого на
проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи (СанПиН 2.4.3648-20):
- образовательная деятельность в группах осуществляется в первую и во вторую
половину дня;
- продолжительность занятий для детей до 3 лет – не более 10 минут, от 3 до 4 лет
- не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут;
- максимально допустимый объем дневной суммарной образовательной нагрузки в
группе раннего возраста не превышает 20 минут, в младшей группе - 30 минут, в средней
– 40 минут, в старшей – 50 минут (или 75 минут при организации 1 занятия после
дневного сна), в подготовительной - 1,5 часа соответственно;
- в середине времени, отведенного на занятие, проводятся физкультурные минутки;
- перерывы между занятиями - не менее 10 минут.
- образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня;
- реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не
менее 40% общего времени НОД;
- для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные
занятия.
В группах раннего возраста учебный план предполагает объем образовательной
нагрузки в количестве 10 занятий в неделю (1 час 40 мин.), во второй младшей группе 10 занятий в неделю (2 часа 30 минут), в средней группе - 10 занятий в неделю (3 часа 20
минут), в старшей группе 13 занятий в неделю (5 часов 25 минут), в
подготовительной к школе группе - 14 занятий в неделю (7 часов).
При регулировании нагрузки учитываются индивидуальные особенности детей. С
этой целью образовательная работа в группах общеразвивающей направленности с
детьми 1-3 лет организуется по подгруппам. Адаптационный период для детей,
поступающих в детский сад, проводится индивидуально.
В учебный план включены виды деятельности, обеспечивающие развитие детей по
пяти образовательным областям: познавательной, речевой, социально-коммуникативной,
художественно-эстетической и физической, образовательные задачи
которых
реализуются в определенных видах деятельности:
для детей раннего возраста (1 - 3 года) это:
- - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из
кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто);
- ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
- двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
- игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими
игрушками);
- речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
- изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала;
- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки,
подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
- музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения);
для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) это:
- - игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,
строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое);
- общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативноделовое);
- речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
- познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование
из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
- двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое);
- элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Учебный план предусматривает виды деятельности для реализации задач
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть образовательной программы дошкольного образования
составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса,
– не более 40% от общего объема.
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности
для детей раннего возраста
на 2024–2025 учебный год
Образовательная
область
Вид деятельности детей,
направление ОО
Количество часов в неделю
(минуты/кол-во периодов)
Группа раннего
возраста № 1
(от 1 до 2 лет)
Группа раннего
возраста № 2
(от 2 до 3 лет)
Обязательная часть образовательной программы
Игровая
Социальнокоммуникативное деятельность
развитие
Проводится ежедневно во всех формах
образовательного процесса, во взаимодействии
взрослого с детьми в различных видах
деятельности и в самостоятельной
деятельности детей
10 (1)
Познавательное
развитие
Сенсорные эталоны
и познавательные
действия
10 (1)
Проводится во всех
формах
образовательного
процесса, во
взаимодействии
взрослого с детьми в
различных видах
деятельности и в
самостоятельной
деятельности детей
Окружающий мир
5 (0,5)
5 (0,5)
Природа
5 (0,5)
5 (0,5)
Математическое
представление
Речевое развитие
Развитие и
понимание речи,
10 (1)
10 (1)
развитие активной
речи
Формирование/
развитие словаря,
звуковая культура
речи,
грамматический
строй речи, связная
речь
10 (1)
Интерес к
художественной
литературе
Организуется
ежедневно во
взаимодействии
взрослого с детьми
Физическое
развитие
Двигательная
20 (2)
20 (2)
активность:
основные движения,
общеразвивающие
Проводится ежедневно во всех формах
упражнения,
образовательного процесса, во взаимодействии
подвижные игры,
взрослого с детьми в различных видах
формирование
деятельности и в самостоятельной
основ здорового
деятельности детей
образа жизни
Художественноэстетическое
развитие
Изобразительная
деятельность:
рисование, лепка
20 мин (2)
20 мин (2)
Музыкальная
деятельность:
слушание, пение,
музыкальноритмические
движения;
приобщение к
искусству
20 мин (2)
20 мин (2)
Театрализованная
деятельность
Организуется во
взаимодействии
взрослого с детьми в
различных видах
деятельности
Культурнодосуговая
деятельность
Организуется во
взаимодействии
взрослого с детьми в
различных видах
деятельности
Конструктивная
деятельность
Итого в обязательной части
10 (1)
100 мин (10)
100 мин (10)
Максимальный объем образовательной нагрузки в
непосредственно образовательной деятельности детей
100 мин (10)
Примечание. Самообслуживание и элементарные трудовые действия (в помещении и на
улице),
игровая
и
предметная
деятельность,
двигательная
активность,
экспериментирование с материалами и веществами, интерес к художественной
литературе, приобщение к искусству, театрализованная и культурно-досуговая
деятельность, ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое
со сверстниками под руководством взрослого организуются во взаимодействии взрослого
с детьми в различных видах деятельности, режимных моментах и самостоятельной
деятельности детей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей
направленности
для детей дошкольного возраста
на 2024–2025 учебный год
Образовательная
область
Виды
деятельности
детей
Количество часов в неделю
(минуты и/или кол-во периодов)
Младшая Средняя Старшая Подготовите
группа (от группа (от группа (от льная группа
3 до 4 лет) 4 до 5 лет) 5 до 6 лет) (от 6 до 7
лет)
15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.
Обязательная часть образовательной программы
Социальнокоммуникативное развитие
Сфера социальных
отношений
Проводится ежедневно во всех формах
образовательного процесса, во взаимодействии
взрослого с детьми, в различных видах
деятельности и в самостоятельной деятельности
детей
Область
формирования
основ
гражданственност
и и патриотизма
Проводится ежедневно во взаимодействии
взрослого с детьми в различных видах
деятельности и в самостоятельной деятельности
детей
Сфера трудового
воспитания
Проводится ежедневно во всех формах
образовательного процесса, во взаимодействии
взрослого с детьми в различных видах
деятельности и в самостоятельной деятельности
детей
0,25
0,25
0,25
0,25
Область
формирования
основ безопасного
поведения
Познавательное Сенсорные
эталоны и
развитие
познавательные
действия
Речевое
развитие
Осуществляется ежедневно в ходе совместной
деятельности с детьми, в режимных моментах и
самостоятельной деятельности детей.
Проводится во всех формах образовательного
процесса, во взаимодействии взрослого с детьми в
различных видах деятельности и в
самостоятельной деятельности детей
Окружающий мир
0,5
0,5
0,5
0,5
Природа
0,5
0,5
0,5
0,5
Математические
представления
1
1
2
3
Формирование,
развитие,
обогащение,
активизация
словаря, звуковая
культура речи,
грамматический
строй речи,
связная речь
1
1
1
1
1
1
Подготовка к
обучению грамоте
Интерес к
художественной
литературе
Художественно- Изобразительная
деятельность:
эстетическое
рисование, лепка,
развитие
аппликация,
народное
декоративноприкладное
искусство;
приобщение к
искусству
Организуется ежедневно во взаимодействии
взрослого с детьми
2
2
Изобразительная
деятельность:
прикладное
творчество
Конструктивная
деятельность
0,5
0,5
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
Музыкальная
деятельность:
слушание, пение,
музыкальноритмические
движения,
песенное
творчество,
танцевальноигровое
творчество, игра
на детских
музыкальных
инструментах;
приобщение к
искусству
Физическое
развитие
2
2
2
2
Театрализованная
деятельность
Организуется во взаимодействии взрослого с
детьми в различных видах деятельности
Культурнодосуговая
деятельность
Организуется во взаимодействии взрослого с
детьми в различных видах деятельности
Двигательная
активность:
основная
гимнастика,
подвижные игры,
спортивные
упражнения,
спортивные игры,
формирование
основ здорового
образа жизни,
активный отдых
2
2
2
2
Различные формы двигательной активности
проводятся ежедневно во взаимодействии
взрослого с детьми в различных видах
деятельности и в самостоятельной деятельности
детей
9,5
9,5
12,5
13,5
Итого в обязательной части
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Область
Социальнокоммуникативн формирования
основ безопасного
ое развитие
поведения
(Л. Тимофеева
«Формирование
культуры
безопасности у
детей от 3 до 8 лет»)
0,5
0,5
0,5
0,5
Итого в части, формируемой
участниками образовательных
отношений
Максимальный объем образовательной
нагрузки в непосредственно
образовательной деятельности детей
0,5
0,5
10
10
(150 мин.) (200 мин.)
0,5
0,5
13
(325 мин.)
14
(420 мин.)
Примечание. Игровая деятельность, двигательная активность, интерес к
художественной литературе, театрализованная и культурно-досуговая деятельность,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, общение со взрослым и со
сверстниками, познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование,
формирование социальных отношений, основ безопасного поведения, сенсорных
эталонов и познавательных действий осуществляются в ходе образовательной деятельности
с детьми, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии
взрослого с детьми.