Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников
15.03.2023
Музыкальное
искусство в педагогике является важным и эффективным средством
воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки,
воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества
– какая это благодарная и вместе с тем
важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения,
определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается
процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у
него:
· нравственных чувств (совести, долга,
веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
· нравственного облика (терпения, милосердия,
кротости);
· нравственной позиции (способности
различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний);
· нравственного поведения (готовности
служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Фундаментальные сдвиги
в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами
породили обесценивание знаний, власть примитивного материального
богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного
воспитания. Возрастающая агрессия в обществе, экологические катастрофы, в том
числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые
разрушающе действуют на психику
детей, все это сказывается на
духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает
необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций
нашего народа и мировой культуры, которые нужно прививать, беречь, передавать
из поколения в поколение.
Одна из важнейших задач музыкального
образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на
процесс становления его нравственных качеств. Наша цель не в воспитании
отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она
стала духовной потребностью. Невозможно переоценить роль музыки в
нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои
эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он
живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого
формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное
отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети
учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так
говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего
современника Валентина Григорьевича Распутина.
Патриотизм в
современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с
другой – сохранение культурной самобытности каждого народ. В Законе «Об
образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте
начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как
активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача –
растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем,
приносят пользу людям, семье, обществу.
Как часто звучат в наше время слова:
«русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение
нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда
актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи,
люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте,
истине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной
стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотические чувства закладываются в
процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и
незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к
быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные
чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле,
воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания
человека.
Дошкольный возраст – фундамент общего
развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить
человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их
более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению
жить среди людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических
чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей –
вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольники очень эмоциональны.
Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой
формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении
нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом
участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного
комфорта. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании
дошкольников. Поскольку музыка способна
воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна
преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Мы стремимся использовать на занятиях и
в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном
отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения
знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Главное в нравственно-патриотическом
воспитании посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и
близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Большие потенциальные
возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме
знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к
природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей,
приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха,
беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое
благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют
выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные
мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают
большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами
народного музыкального творчества. В доступной форме рассказываем детям, что
песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать,
и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно.
Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Народные песни становятся более понятными,
доступными, когда их включаем в такую исполнительскую деятельность, как игра на
детских музыкальных инструментах. Широко используем в своей работе многообразие
народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов,
плясок. Народная музыка часто звучит при выполнении движений на музыкальных
занятиях и на утренней гимнастике.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в
них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной
гордости.
Также используем музыку при ознакомлении детей с образом
Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди,
окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его
воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства,
зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное
воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения
к матери. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех
матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской
иконы Божьей Матери).
Так же мы знакомим детей с малой
Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее
время. Дети знакомятся с чувашскими народными традициями и обычаями. На неделе
чувашской культуры, который проводится в апреле, мы рассказываем детям, что
чувашский край богат историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, знаменитыми людьми. Показать красоту нашего города нетрудно в
любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия). Очень важно это
сделать умело, в доступной для детей форме.
Одной из слагаемых патриотизма –
воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Чувство любви к
родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к
родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников:
ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет,
ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную
сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и
средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов,
вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости,
грусти, нежности, доброты, мы воспитываем такое же отношение и к образам
реальной природы.
Выразительность музыкального языка,
яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность
песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке
много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям
животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных
движений эти образы.
Эта атмосфера радостной встречи с родной
природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания
как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках
нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества».
Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами.
Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в армии служить!». Они написаны в темпе марша, содержание их
созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках
нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы
раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех
времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на
знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от
экскурсий к памятникам погибших воинов.
Поскольку музыка
способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна
преобразовывать его нравственный и духовный мир.
В заключение хочется
подчеркнуть, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального
искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И
тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к
Родине.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2023
Дата обновления: 29.03.2023
Дата публикации: 15.03.2023