Темперамент ребенка
06.03.2023
Темперамент – основа поведения ребёнка
По темпераменту дети отличаются друг от друга уже с
момента рождения.
Темперамент – это то, что дано природой, а природа, как
известно, редко ошибается. В каждом типе темперамента есть много позитивного,
каждый ребёнок имеет запас качеств и свойств, помогающий ему сохранить его
индивидуальность и неповторимость, своё личное «Я». Часто родители, не зная
этих особенностей, волнуются, нет ли в поведении ребёнка каких-либо отклонений.
Проведите несложный тест. Начертите на листе бумаги
горизонтальную линию и напишите слева слово «замкнутость», а справа –
«дружелюбие», поставьте в центре ноль и отметьте на линии то место, которое
ребёнок, по вашему мнению, занимает.
Потом проведите через центр горизонтальной линии
вертикальную. Возле её нижнего конца напишите «Эмоциональная стабильность», а
возле верхнего – «нейротизм». Поставьте на вертикальной линии точку, отвечающую
вашим представлениям о душевном спокойствии ребёнка (учитывая, что внизу
находятся спокойные, эмоционально стойкие дети, а вверху – нервные с нестойкими
эмоциями).
Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на
линиях до их пересечения и определить, к какому именно типу относится ваш
ребёнок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем
секторе, говорит о холерическом темпераменте; в правом верхнем секторе –
меланхолическом; в левом нижнем секторе – флегматический тип, в правом нижнем –
сангвиник.
Ознакомившись с характеристикой типов темперамента, вы
лучше определите естественные качества вашего ребёнка и поймёте, что много чего
ребёнку в поведении можно простить, зная, что это просто его природа.
Флегматик
Настроение
– трудно вывести из себя, поведение стойкое. Спокойный, хладнокровный, осторожный,
сдержанный, терпеливый. Интересы постоянны. Редко плачет и редко смеётся.
Речь - медленная,
с паузами между словами и предложениями, размеренная, монотонная, эмоционально
не окрашена, взгляд фиксированный в
одну точку.
Мимика, жесты,
движения – реакции нечёткие, мимика
слабая, смеётся и плачет тихо, движения нерезкие, жесты отсутствуют, руки
внизу, часто стиснуты в замок. Движения равномерные, рациональные.
Сон – Много спит, проснувшись, лежит тихо. Засыпает быстро,
просыпается тяжело. После дневного сна некоторое время остаётся вялым.
Действия – медленно реагирует на любое влияние, на похвалу и
наказание. Может долго, не утомляясь, заниматься однообразной деятельностью. Дело
начинает не сразу, но доводит до конца. Медлителен. Любит порядок, систему, организованность.
Взаимоотношения
– долго приспосабливается, привыкает
к новым условиям, режиму, тяжело расстаётся с родителями, не играет с детьми, неохотно
знакомится с новыми людьми, общается с небольшим количеством людей, стабильный
в симпатиях.
Привычки и
умения – формируются долго, но,
сформировавшись, становятся постоянными. В обычной обстановке аккуратно
выполняет правила поведения, начатое дело доводит до конца.
Меланхолик
Настроение – процессы возбуждения и торможения слабые, отмечается
быстрая утомляемость. Меланхолики стеснительны, нерешительны, очень
чувствительны даже к слабым раздражениям. Ребёнок не кричит, а пищит, не смеётся
громко, а усмехается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое.
Речь – тихая, нерешительная, слова вытягивает из себя. Старается
не встревать в разговор, не выставляет напоказ своих умений и знаний. Отвечает
медленно, нерешительно, создавая впечатления неумения. Речь взволнованна, темп
непостоянный, голос, как будто в горле комок.
Мимика,
жесты, движения – склонен к истеричности.
Смотрит снизу-вверх, опускает глаза, речьи жесты не совпадают, движения
медленные, сидит на краю стула.
Сон – не любит шума, часто просыпается, волнуется, что
оказывает влияние на сон.
Действия - малоактивный, стремится к самостоятельной деятельности,
не требующей активных движений. Долго не выдерживает раздражителей, отвлекается,
не может сосредоточиться. Сформированные навыки стабильны, стойки, формировать
их следует постепенно.
Взаимоотношения
– стремится играть один или с
товарищами, которых хорошо знает. Обидчив. На ведущую роль в игре не претендует.
Сангвиник
Настроение – ровное, спокойное, жизнерадостное, без резких
переходов.
Речь – громкая, выразительная, интонационная, говорит быстро,
эмоционально, оратор.
Мимика,
жестикуляция – энергичная, но
спокойная, движения плавные, гибкие, близкие к спортивным.
Сон – быстро засыпает, легко просыпается.
Действия
- без трудностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, легко
приспосабливается к любым условиям. Любит новое, выполняет любую работу, но
часто не доводит до конца, если им не управлять. Не любит однообразной
деятельности, одновременно может выполнять различные виды деятельности.
Взаимоотношения
– охотно придерживается режима дня,
подчиняется всем распоряжениям взрослых и детей. Быстро находит друзей. Сангвиники
дружелюбны, ласковы, жизнерадостны.
Холерик.
Настроение - в эмоциях
импульсивен: от весёлого настроения быстро переходит к грустному и наоборот.
Смеётся и плачет неудержимо, когда
сердится, становится нетерпимым, глаза бегают из стороны в сторону.
Речь – быстрая и громкая, порывистая; сбивается, глотает
окончания слов, захлёбывается, брызгает слюной.
Мимика,
жесты, движения – мимика
выразительная, движения резкие, размахивает руками.
Сон - тяжело засыпает, сон неспокойный, быстро просыпается,
включается в привычный ритм жизни.
Действия – любимым делом может заниматься долго, способен
преодолеть значительные трудности. Но может внезапно прекратить свою работу или
занятие.
Взаимоотношения
– любит подвижные игры, веселье, но
не выдерживает те занятия, когда необходима сдержанность. В коллективе шумный, зажигательный,
непослушный. В играх стремится выполнять главную, руководящую роль.
Стратегия
воспитания детей с разным типом темперамента.
От детей-холериков необходимо постоянно,
мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, нерезких
движений, систематически воспитывать у них сдержанность в поведении и
взаимоотношениях с детьми и взрослыми. В трудовой деятельности у таких детей
следует воспитывать последовательность и порядок в работе, от них необходимо
требовать качественного выполнения заданий на протяжении всей
работы. Особенно строгие, но справедливые требования стоит предъявлять к любому
результату трудовой деятельности детей холерического темперамента.
Таких детей нельзя постоянно держать за руку,
запрещать, читать по любой причине морали и нотации, так как их активность
может угаснуть, и ребёнок станет покорный, равнодушный или станет делать всё
наперекор – будет бороться с любыми справедливыми требованиями взрослого.
Холерик требует мягкого режима. Всё, что возбуждает,
необходимо уменьшить, за 2 часа до сна организовать спокойные игры. К таким
детям нельзя применять наказания, связанные с запретом движения, - сидение,
укладывание в постель. Нельзя применять окрики, угрозы – от этого возбуждение
холерика ещё больше увеличивается.
Возбудимым детям полезны занятия, развивающие
произвольность внимания, - настольные игры, рисование, лепка – всё, что требует
усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с неожиданной остановкой, или игры, в
которых холерик должен выполнять указания, а не управлять другими, к чему он
обычно стремится.
Для формирования умения управлять собой полезно,
чтобы у детей были постоянные трудовые
обязанности, и выполняли бы они их систематически, а не время от времени.
Этих детей
нужно учить правилам общения: говорить спокойнее, не перебивать других,
просить, а не требовать, извиняться, если сказали что-то плохое, отремонтировать,
если что-то сломали. Но требовать этого нужно не сразу после проступка, а тогда,
когда возбуждение пройдёт.
У сангвиника необходимо воспитывать и
поддерживать бодрость, сочувствие, активное отношение к обучающей работе. На
такой основе стоит формировать и закреплять привычные формы поведения, создавать
определённые условия: задания, занятия должны быть интересными, вызывать
эмоциональный подъём.
В случае отсутствия систематического,
целенаправленного воспитания у сангвиника могут проявляться нестойкость чувств,
легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей,
несерьёзное отношение к обучению, людям, труду.
Задача взрослых – формировать у сангвиника
постоянство, стойкость, целенаправленность. Следует требовательно
контролировать их поступки, не делать поблажек за мелкие нарушения, требовать
доводить дело до конца и качественно его выполнять.
У детей-флегматиков необходимо больше
активизировать деятельность, искоренять равнодушие, чаще заставлять работать в
определённом темпе, вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они или их товарищи. Природная
медлительность ребёнка ещё больше тормозится окриками и подгонкой. Не следует всё
делать за ребёнка-флегматика, это может привести к нерешительности, неверию в
свои силы. Избегайте всего, что связано со словом «быстро».
Хорошо, если флегматик дружит с активным ребёнком, но стоит
следить, чтобы инициативный холерик не стал командиром, а флегматик – вечным
подчинённым.
У детей-меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и стойкость чувств,
повышенную восприимчивость к внешним влияниям.
Особенно необходимо проявлять с детьми-меланхоликами тактичность и
доброжелательность в отношениях. Постепенно приучать их к более напряжённой
работе, к умению совершать усилие, преодолевая состояние защитного торможения. Следует
развивать дружелюбие, через деятельность постепенно водить их в коллектив, в
совместной коллективной работе воспитывать чувства дружбы и товарищества. Стоит
защищать меланхолика от шума, крика, но приучать к помехоустойчивости. Навыки следует
воспитывать постепенно. Для меланхоликов очень полезно чаще находиться в
коллективе. Им особенно полезны спортивные соревнования – они не только
развивают движения, но и учат стойкости и умения преодолевать трудности. Для воспитания трудолюбия необходимо помогать
ребёнку действиями и пожеланиями.
Психологи установили, что слабость нервной системы не
является негативным качеством. Сильная нервная система успешнее справляется с
одними жизненными заданиями, а слабая – с другими. Слабая нервная система очень
чувствительна, в этом её преимущество.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2023
Дата обновления: 29.03.2023
Дата публикации: 06.03.2023