Как прекратить шалости, не ругая и не наказывая ребенка

04.06.2021

Как прекратить шалости, не ругая и не наказывая ребенка: лайфхак от детского психолога

 

                                                       Непослушание - это незнание и отсутствие правил и альтернатив

 

Анжелика Объедкова

Детский психолог

 

Природное любопытство, неуемная энергия, желание познавать мир - все это приводит к тому, что ребенок постоянно находится в движении. Об этом знают родители всех маленьких детей. Детский психолог Анжелика Объедкова рассказала, как быть, если ребенок постоянно безобразничает - что-то режет, рвет, рассыпает. Наказывать? Ругать? Лучше - устанавливать четкие правила и предлагать альтернативу.
На прошлой неделе мне в директ пришло сообщение: "Я вот тоже только и могу, что запрещать, требовать, критиковать (поступки и мультики). А какая альтернатива с 7-летним ребенком?"


Да, дети с рождения так и норовят сделать что-то неудобное для нас: разольют бутылочку с молоком, проиграют с землёй в цветочном горшке, порежут шторы в гостиной. Как реагировать маме, если до 10 сосчитать и выдохнуть некогда, а то окна останутся совсем без штор? Первым делом так и напрашивается сказать: "Ай яй яй! Так нельзя! Сейчас накажу!"

Когда стало нельзя? А раньше было можно?

Помните, как на этикетке зарубежного средства для мытья пола написано: "Не употреблять в пищу"? Кажется нелепым, но они предупредили сразу. И даже если ты попробовал, то вины производителя нет. Понимаете о чем я? А кто сказал ребёнку, что шторы нельзя резать? И что горшок с землей переворачивать нельзя? А самое главное - что же тогда резать и переворачивать?

Вот здесь и кроется решение множества проблем "непослушания", а на самом деле - "незнания и отсутствия правил и альтернатив".

Я часто говорю про правила. Они нужны ребёнку больше, чем нам с вами, поверьте. Это психология. Просто поверьте и примените в жизнь.

Главное - уметь их использовать. Например:

 

- Познакомили ребёнка с ножницами: острые, ими стригут, показали пример.
- Обозначили правила: стричь можно бумагу, картон. НО нельзя стричь волосы, шторы, одежду, постельное белье.

Если уже застали ребёнка за экспериментом:

- Шторы резать не нужно, потом смотри, как некрасиво они выглядят.
- НО можно резать картон, бумагу, вот ненужная ткань, её ты можешь порезать.

Суть лайфхака: ВСЕГДА ПРЕДЛАГАЙТЕ АЛЬТЕРНАТИВУ. Не "ах ты негодяй, порезал шторы, больше не дам ножницы!", а "попробовал? Видишь, как некрасиво. Шторы не режь, а вот бумагу режь".

Проверено и работает. Я использую этот прием с сыном. И теперь, например, если папа или бабушка скажут ему: "Так нельзя",  он  обязательно спросит:" А как можно? Где можно? Что можно? ", так как привык всегда получать альтернативу.

Детская игра  - отражение правильного развития психики и частая причина того, почему ребёнок "не видит" других детей

     Ребёнок не обязан виртуозно складывать пирамидки и сортёры, да и вообще быть паинькой-развиваинькой. Но он обязан правильно играть. Для малыша раннего возраста нормальная игра является таким же прямым отображением здорового развития мозга, как способность вовремя сесть или начать ходить.

            Что значит "правильно играть"?

    У младенцев до года ведущим типом деятельности являются манипуляции с предметами. Когда ребёнок начинает понимать, где у него руки и как ими пользоваться, хвататься и ощупываться начинает всё, что плохо лежит. Малышу надо потрясти, потрогать, покусать, побить, покрутить, побросать.

В младенчестве доступны только такие игры. Производители игрушек учитывают сей момент, поэтому на грудничковый возраст выпускаются пищалки, погремушки, юлы, грызунки - всё, чтобы младенец наманипулировался до "не хочу". Тем не менее, действия эти достаточно скучные и однообразные, поэтому малышу быстро надоедает: он пожевал немного - бросил, взял следующую "жертву" - постучал и бросил и т.д.

                Однако +/- около года мозг достигает необходимой зрелости и ребёнок переходит к следующему типу игры - предметно-манипулятивной деятельности. Она будет преобладать в возрасте примерно от 1 до 3 лет. Теперь кроха не просто трясёт, кидает и пробует обжевать игрушку, а пытается использовать её по назначению, изучает простые причинно-следственные связи ("нажму на кнопочку - заиграет музыка"), пробует повторить действие за взрослым.

             "По назначению" значит, что с игрушкой делается то, что задумано: одеваются колечки на пирамидку, катится коляска с куклой/машинка, раскладываются по тарелкам игрушечные овощи, фигурки засовываются в сортёр, нажимаются кнопочки на детском пианино, строятся башенки и т.д.

У детей с задержками развития игра застревает на этапе простых манипуляций. Такие дети продолжают всё так же только кидать, стучать, греметь и крутить. Эта мыслительно бедная деятельность не может породить сложные действия с игрушками, а значит не включает целенаправленное внимание, усиливая полевое поведение.

       Вместо катания коляски, машинки малыш просто перевернёт игрушку и будет накручивать у неё колёса, а ещё может долго открывать-закрывать двери, если конструкция игрушки это позволяет. Собрать пирамидку? Зачем, если можно её бросить? В песочнице другие малыши лепят куличики, возят грузовичок с песком, а ребёнок с задержкой бегает туда-сюда вдоль забора, как завороженный пересыпает песок из пустого в порожнее, без всякой цели собирает травинки или камни в кучу и делает ещё много таких явно странных вещей.Хочу такой сайт

Предвидя слова о том, что "Ну все дети кидают игрушки и иногда странно себя ведут - это ничего страшного", сразу скажу, что тут загвоздка в том, что у нормы такая деятельность НЕ является ведущей. Она пару раз покрутила колёса, кинула что-то и забыла - берёт и дальше 90% времени нормально возит машинку или строит башенки. А вот дети с нарушениями развития практически всегда только так и играют. Попытки собрать что-то и взаимодействовать с вещью по прямому назначению у них весьма редки, если вообще есть.

    На первый взгляд кажется "Ну не играет и ладно", но проблема в том, что однообразие игровых действий останавливает самостоятельное интеллектуальное развитие малыша. Его потолком так и остаётся повертеть, побросать и попробовать на зубок. Им не устанавливаются причинно-следственные связи, он не пытается ничего повторить за другими людьми/детьми, не стремится изучить предмет с новой стороны в духе: "А что будет, если?.." Нет. Одно и то же изо дня в день. И уровень интеллекта, конечно, тут получается соответствующий.

           Норма проходит эти этапы самостоятельно, а особым детям здесь надо обязательно помогать - пытаться достучаться до них и показывать как можно больше примеров того, что ещё можно сделать с тем или иным предметом. Только так получится толкнуть развитие ребёнка вперёд.

            Как связаны проблемы с игрой и то, что ребёнок "не видит" других детей?

          До 3 лет любой ребёнок имеет право не замечать детей вообще как раз потому, что игровая деятельность этого возраста развита на уровне "И сам справлюсь". Сами подумайте: много ли партнёров надо, чтобы покатать куклу в коляске или собрать пирамидку? Поэтому детям может быть и неинтересно с кем-то взаимодействовать.

Позже малыши, как правило, чувствуют потребность в компаньонах, поскольку игра становится сложнее. Но у них ещё толком не развито умение договариваться, самоконтроль и понимание ролей, поэтому их совместное времяпровождение с 3 и примерно до 4-4,5 лет часто носит скорее характер "рядом", чем вместе. Дети периодически вовлекают в игру друг друга, но у неё несложный сюжет, нечёткие правила, легко возникают ссоры на тему "Моя машинка!" - "Нет, моя!".

 

        Только в период 5-7 лет случается настоящий расцвет совместной сюжетно-ролевой деятельности. Ребёнку здесь не воспроизвести всё богатство игры без другого человека. Ему остро становится нужен партнёр, с которым можно придумать историю, разделить роли и поиграть, чётко соблюдая договорённости.

Характерной особенностью игры этого возраста является то, что для детей крайне важными становятся именно правила роли, а не какие-нибудь красивые машинки - ребёнка, нарушившего правила (например, полицейский не ловит преступников), изгоняют. Это происходит потому, что малышам не так интересно гонять игрушки или что-то строить, сколько тренироваться в коммуникации, разборе разных ситуаций и соблюдении социальных норм.

Исходя из вышесказанного, ответ на вопрос о том, почему ребёнку словно бы не нужны другие дети, может быть в том, что они ему не нужны потому, что игра пока ещё не достигла должного уровня развития - для его игры не нужны компаньоны. Подчёркиваю, что речь идёт именно о детях, которые не интересуются взаимодействием со сверстниками - это, как правило, случается с малышами, у которых есть особенности развития и видно, что дело явно не в возрасте, стеснительности или интроверсии.

Что же тут делать?

С большой вероятностью ребёнок заметит других и может даже перестанет бояться их (если такая проблема есть), если доработать его игровую деятельность.

Малыш находится на этапе манипулятивных действий (как я уже писала выше, это покидать-покусать и прочее - уровень до года)? Значит его надо подталкивать к предметно-манипулятивной деятельности (уровень 1-3 лет) - применению игрушек по назначению, зачаткам сюжетно-ролевой игры (элементы игры в доктора, повара, водителя и т.д.), подражанию и действиям по образцу.

Когда предметно-манипулятивная деятельность сформирована, развиваем усложнение сюжетно-ролевой игры (уровень 3-5 лет): надо начинать вводить небольшие правила, распределять роли, обыгрывать короткие, простые реальные или сказочные ситуации от начала до логического завершения. Здесь пока нормально, если малыш будет на ходу переобуваться из роли в роль и иногда нарушать правила, хотя ему нужно напоминать их соблюдать.

Параллельно стоит развивать, так называемую режиссёрскую игру (3-5 лет) - это когда дети используют в качестве партнёров игрушки и предметы-заместители, раздавая им роли. В этой игре игрушки "говорят" между собой и с ребёнком, поэтому ваша задача показать малышу, что "так можно" и это интересно.

Режиссёрская игра вместе с развивающейся сюжетно-ролевой подготавливает к финальному этапу - сложной сюжетно-ролевой игре, в которой малыш уже будет усваивать премудрости коммуникации и соблюдения правил, вследствие чего будет нуждаться в компании. Однако прошу обратить внимание, что если у ребёнка параллельно наблюдаются значительные сложности с речью, то отработка одной только игры ему не поможет, так как коммуникация во многом строится на словесном общении. Поэтому с речью тоже надо обязательно работать, при необходимости привлекая профильных специалистов.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.06.2021

Дата обновления: 04.06.2021

Дата публикации: 04.06.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(34384) 6-30-48, +7(34384) 6-31-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».