Советы музыкального руководителя
17.04.2020
«Музыка как средство укрепления здоровья детей
во время самоизоляции»
Уважаемые
родители!
Все мы сейчас
переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и
детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный
жизненный уклад. Но это то время, когда есть возможность провести время вместе,
с пользой для своего здоровья. Понятие «здоровье» имеет множество определений.
Но самым точным следует признать определение, данное Всемирной организацией
здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов». Только здоровый ребенок может играть, бегать смеяться,
фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и
социальное развитие.
Дошкольный возраст
обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности
человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности,
формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в
данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и
развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных
формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования и развития психических функций и
интеллектуальных способностей дошкольника.
Проблему укрепления и
профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об
исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и
душевное состояние давно известно. Музыка психологически раскрепощает ребёнка,
воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир,
совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и
жизни. Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие
ребенка.
Формы работы для укрепления здоровья
детей:
Ритмопластика. Ритмопластика является
музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю,
память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность,
эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в
движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу
ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения
(танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др., позволяющие выразить
различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Динамические
паузы (во время занятий –
2–5 мин., по мере утомляемости детей). Рекомендуется для всех детей в качестве
профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз,
дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Динамическая пауза
(дети имитируют движения).
«Утром бабочка
проснулась,
Улыбнулась,
потянулась.
Раз – росой она
умылась,
Два – красиво
покружилась,
Три – нагнулась и
присела,
На четыре – полетела».
Релаксация. Можно использовать
спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).
Гимнастика
пальчиковая. Комплекс упражнений
для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые
регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше
говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика
дыхательная. Комплекс упражнений,
направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и
продолжительность выдоха).
* Широко открыть рот и
спокойно подышать носом.
* Закрыть одну ноздрю
средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно
закрывать то левую, то правую ноздрю.
* Вдох через слегка
сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом
(м.).
Арт-терапия
(терапия искусством). Метод лечения посредством искусства или
художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы,
книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды
арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия,
цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т. д.
Фольклорная
арт-терапия. Русский песенный
фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение
звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом. Традиционные детские
песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие,
дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук,
особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
Артикуляционная
гимнастика. Совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их надо эмоционально в игровой форме.
Упражнения:
1. «Заборчик».
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка».
Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
3. «Окошко». Выполнить
«трубочку» и приоткрыть рот.
4. «Прячем губки».
Втянуть губы к зубам.
Вышеизложенное
позволяет сделать следующие выводы:
- музыка выполняет не
только эстетические, коммуникативные, но и оздоровительные функции;
- актуальным
становится применение эстетической терапии и музыкотерапии для сохранения и
укрепления здоровья детей;
- успех развития
ребёнка зависит от родителей;
- комплекс
воспитательно-оздоровительных и образовательных мероприятий и системный подход
к руководству ими позволяют повысить оздоровительный эффект, физическую
подготовленность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.04.2020
Дата обновления: 17.04.2020
Дата публикации: 17.04.2020