Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
06.04.2020
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку
обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах
безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от
опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать
представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер
предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с
родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие
безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие
понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными
основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного
поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их,
при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый
комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в
случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в
быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и
бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование
первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается
на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных
особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие
виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый
иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и
систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений
в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть
реальными практическими действиями.
Формы организации
учебно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Всё, чему мы учим детей, они должны
уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные
ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям
необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых,
научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь
дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке,
в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и
ответственность.
Решение задач обеспечения безопасного,
здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с
ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем
проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного
поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в
группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который
содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет
улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик»,
«Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором
находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для
игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание!
Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы
«Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии»,
«Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в
игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним
словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по
городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные
ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются
познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для
рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом
мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина
избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели»,
«как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом
охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями - одно из важнейших направлений
воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с
безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому
необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой
убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить
актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный
уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми
необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется
информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование
родителей; познавательное направление: родительские собрания,
семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней
открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности,
информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое
направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки
семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе, ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье
позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Формы работы по ОБЖ в детском саду
В современном мире наших детей
подстерегает множество опасностей.
Задача взрослых состоит не только в том,
чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече
с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опираясь на
программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой,
работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6
направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны
рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка
правильно вести себя в таких ситуациях.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению
рассказать детям о взаимозависимости человека и природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются
вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками
потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются
вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном
здоровье и здоровье окружающих.
5. Эмоциональное благополучие
ребёнка.
Основная задача работы педагогов по
этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не
доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на
улицах города, правилами дорожного движения.
Для реализации
задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать
различные формы организации деятельности детей.
·
Беседы
(«Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)
·
Экскурсии
(«К светофору», в пожарную часть и т. д.)
·
Чтение
художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак
«Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)
·
Сюжетно-ролевые
игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)
·
Строительные
игры («Улицы нашего города» и т. д.)
·
Дидактические
игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)
·
Создание
тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т.
д.)
·
Викторины
(«Вопросы дядюшки постового» и т. д.)
·
Игровые
тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)
·
Использование
видеоматериалов
·
Придумывание
сказок и рисование к ним иллюстраций
·
Тематические
праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)
·
Выставки
рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)
·
Инсценирование
(«Кошкин дом» и т. д.)
·
Загадки,
пословицы, поговорки по безопасности
·
Рассматривание
картин и иллюстраций по ОБЖ
Круг проблем,
связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского
сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями,
необходимо добиваться того, чтобы родители стали заинтересованными, активными
помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
·
Родительские
собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного
поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»
·
Индивидуальные
беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в
природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»
·
Оформление
наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для
всех», «Вредные привычки»
·
Привлечение
родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.
Только взаимодействие семьи и детского
сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир здоровым и приспособленным к жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.04.2020
Дата обновления: 06.04.2020
Дата публикации: 06.04.2020